среда, 8 января 2025 г.

Как помочь ребенку заговорить?

 Как помочь ребенку заговорить?

Чтобы мотивировать ребенка на речь, не используйте слова «повтори», «скажи» и «назови». Лучше выразительно (с помощью интонаций, эмоций, ударения) говорить ему то или иное слово в необходимый момент.

Например, ребёнок у вас что-то просит. Пока вы протягиваете (и делаете это медленно) ему этот предмет, и пока вы его не отдали крохе, говорите «дааааай» или несколько раз «дай дай дай» и подкрепляйте слово жестом. Отдать ребенку предмет стоит после его попытки повторить за вами слово. Оценивайте возможности ребенка. Если он действительно может сказать вам слово (быть может подобное вы уже слышали от него), старайтесь каждой такой ситуацией выудить из него слово. Для этого продолжайте эмоционально оформлять слово, как-то по-разному интонировать. Если ребенку объективно трудно сказать слово целиком, то отдайте ему предмет после попытки произнести его хоть как-нибудь, с каждым разом понемногу повышая планку. После каждой такой ситуации хвалите ребенка сразу, как только он сказал или попробовал сказать слово.

В случае, когда ребёнок просит что-то конкретное, давайте ему выбор «это или это» (выделяя ударную гласную). Во-первых, вы даете ребёнку выбор — это важно по многим причинам. А во-вторых, коротким словом «это» мотивируете его на речь. В этом случае опять же выделяйте ударную гласную, можно более протяжно её произнести.

В ситуациях, когда нужно сказать «да» или «нет», используйте эти слова, а не одинокое кивание или мотание головой из стороны в сторону. Если в разговоре ребенок вам кивает или машет головой (в ответ на ваш вопрос, например), делайте вместе с ним движение и озвучивайте его «да» или «нет».

Важные советы:

🔥Играйте с ребенком в игры с куклами, мягкими игрушками, машинками — в общем, с чем-то объемным. Плоские предметы, карточки и тд мало интереса вызывают и надолго не занимают. Обыгрывайте с ними различные ситуации, где можно использовать звукоподражания.

🔥Важность звукоподражаний в том, что это следующий этап развития речи после овладения отдельными звуками. Сразу четко сказать слово из нескольких слогов невозможно. Идете с ним по квартире, что-то собираете, убираете игрушки — используйте те же звукоподражания. Обыгрывайте их эмоционально, интонационно, чтобы ребёнку было интересно, во-первых, вас слушать, а во-вторых, за вами их повторять. Если ребенок просто слышит, что мама ходит говорит «бух бух бух» как бы бурча себе под нос, то это не интересно. Это лишь создает звуковой шум и никак не мотивирует на речь.

🔥Общайтесь с ребёнком короткими фразами, но нагруженными смыслом. Не надо беспрестанно рассказывать ему обо всём, что вы делаете//будете делать, если конечно вы не хотите работать радиоприемником. К тому же, паузы в вашей речи необходимы для того, чтобы ребенок успел обдумать сказанное, как-то отрефлексировать.

🔥Еще одна важная вещь. Вступать с ребенком в диалог важно, в каком возрасте бы он ни был. Совсем младенец или уже полуторагодовалый//двухлетний//трехлетний малыш нуждается в том, чтобы с ним общались, а не просто «ставили его в известность». Задавайте ему вопросы, делайте паузу, как бы ожидая ответа, будьте эмоционально близки с малышом. Для чего это нужно? Это позволит крохе почувствовать себя важным, нужным. Он будет чувствовать, что заинтересованы в нем и его мнении, что с ним хотят общаться и ждут его ответа в любом случае, не важно может он сейчас ответить или нет. Рано или поздно он захочет найти в себе силы и возможность вам ответить. Может быть по-своему, не совсем типично, не совсем понятно, но это будет огромный шаг и личная победа для малыша.

🔥Возможно, это неочевидно, но важно: артикулируйте, не стесняйтесь открывать рот, когда произносите гласные, округлять губы, когда произносите шипящие. Утрированное произнесение звуков, особенно согласных, положительно влияет на их восприятие ребенком. Они не теряются во рту у взрослого, не появляются как-то загадочно. Ребенок может увидеть их появление, запомнить, попробовать повторить

Комментариев нет:

Отправить комментарий