Для родителей

 Речевая готовность ребёнка к школе     

   Настал ответственный момент, когда ваш  ребёнок подходит к окончанию дошкольного периода детства. Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

   Школьное обучение предъявит ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти.



Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

  • хорошее физическое развитие  ребёнка;
  • развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
  • владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
  • произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
  • познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
  • коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
   На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества.

   Готовность к школьному обучению формируется за долго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как  включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Важным показателем развития уровня мышления является сформированная полноценная речь. Наша речь - процесс общения поэтому готовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом. Какие требования предъявляются к речи детей, которые готовятся стать школьниками?

   Существуют особые критерии готовности к школьному обучению, предъявляемые к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  1.  В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5-6 годам. Приходя в школу, он должен отчетливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
  2.  Сформированность фонематических процессов (умение слушать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
  3.  Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
  4.  Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных; правильно употреблять приставочные глаголы.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

                                  К началу обучения в школе дети должны уметь:

  •  строить сложные предложения разных видов;

  • составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;

  • находить слова с определённым звуком;

  • определять место звука в слове;

  • составлять предложения из трёх-четырёх слов; членить простые предложения на слова;

  • делить слова на слоги (части);

  • запоминать наизусть стихи, скороговорки, пословицы, понимать их значения;

  • самостоятельно, последовательно передавать (пересказывать) содержание небольших литературных текстов, понимать значение скрытого смысла рассказа;

  • уметь классифицировать и обобщать предметы, находить их сходства и различие, пользоваться обобщающими понятиями (мебель, посуда, одежда, транспорт, животные, птицы, рыбы, овощи, фрукты, грибы, ягоды, и т.д.)

  • знать свой домашний адрес, ФИО родителей (бабушек, дедушек), их профессий.

        Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую   готовность ребёнка к школе?

  • создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

  • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую своевременную коррекцию недостатков в развитии речи;

  • не ругать ребёнка за неправильную речь, а ненавязчиво, но в тоже время целенаправленно и тактично исправлять неправильное произношение;

  • больше общаться с ребёнком, чаще читать;

  • если ребёнок нуждается в коррекционной работе с логопедом - обязательно наладить сотрудничество, быть союзником в борьбе с речевыми недостатками, находить время для выполнения домашних заданий и рекомендаций специалиста.

  •    необходимо учитывать важность речевого окружения ребёнка. Речь взрослых должна быть чёткой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
  •    хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи, предложите ребёнку поиграть в игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, бусы, конструктор, шнуровки), рисование, раскрашивание, штриховки, пластелин, пальчиковые игры и упражнения 
   Порой родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением и занимают пассивную позицию. Это связано с несколькими причинами:
  • родители не слышат недостатков речи своих детей;
  • не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
   Правильная речь ребёнка - это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, прежде всего, Вас - родителей, тех, кому подражают Ваш ребёнок, для кого Вы - пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.

Любите своего ребёнка и заботьтесь о его будущем!

Комментариев нет:

Отправить комментарий