14.03.2025
Что такое артикуляционная гимнастика, для чего она нужна и как ее делать?
Это специальные упражнения, которые помогают натренировать мышцы речевого аппарата — губы, язык и челюсти. Такая гимнастика укрепляет мышцы и учит полноценно использовать органы артикуляции в говорении.
Гимнастика нужна не только тем, кто имеет нарушения речи. Детям 2-3 лет, находящимся в стадии активного пополнения словарного запаса, такая гимнастика будет очень полезна. Ребёнок будет точнее произносить звуки и с большей вероятностью скажет вам длинное или сложное по звучанию слово.
Для того, чтобы провести АГ, нужно сесть с ребёнком у большого зеркала (и смотреться в него вдвоём) или взять 2 маленьких настольных и сесть напротив друг друга, чтобы кроха имел возможность смотреть и на вас, и на себя и не крутить головой по сторонам.
Возьмите салфетки и воду, чтобы ребёнок мог либо попить, либо вытереть слюни. Но только в случае необходимости. Не стоит разрешать ребёнку пить воду часто - это отвлечёт его от процесса.
Говорить и показывать движения следует медленно, чуть протяжнее, чем в обычной жизни. Ребенку 2-3 лет трудно повторить за вами все движения, показывайте артикуляционную позу или движение несколько раз. После выполните упражнение вместе.
Основные правила АГ:
Проводить занятия нужно регулярно. Детям в 2 года можно заниматься через день, в 3 − ежедневно.
Сначала выполняйте движения медленно, следите за их точностью.
Каждое динамическое упражнение выполните по 5-7 раз, статические (удержание позы) - по 5-15 секунд. Чем старше ребёнок, тем больше повторений и времени уделяется одному упражнению.
Средняя продолжительность АГ 15 минут.
Проводить занятия нужно через полтора часа после еды или до приема пищи.
Родители могут завести специальный артикуляционный дневник. Во время занятий можно делать заметки, на что обратить внимание в следующий раз.
Обязательно хвалите ребёнка за успехи, мотивируя на старание и усидчивость.
Если ребёнок устал, сделайте перерыв, смените деятельность. Можно рассказать стишок, вспомнить песенку с движениями или сделать пальчиковую гимнастику.
Также можно включать в комплекс АГ упражнения на развитие слуха, дыхания, голоса.
Как помочь ребенку заговорить?
Чтобы мотивировать ребенка на речь, не используйте слова «повтори», «скажи» и «назови». Лучше выразительно (с помощью интонаций, эмоций, ударения) говорить ему то или иное слово в необходимый момент.
Например, ребёнок у вас что-то просит. Пока вы протягиваете (и делаете это медленно) ему этот предмет, и пока вы его не отдали крохе, говорите «дааааай» или несколько раз «дай дай дай» и подкрепляйте слово жестом. Отдать ребенку предмет стоит после его попытки повторить за вами слово. Оценивайте возможности ребенка. Если он действительно может сказать вам слово (быть может подобное вы уже слышали от него), старайтесь каждой такой ситуацией выудить из него слово. Для этого продолжайте эмоционально оформлять слово, как-то по-разному интонировать. Если ребенку объективно трудно сказать слово целиком, то отдайте ему предмет после попытки произнести его хоть как-нибудь, с каждым разом понемногу повышая планку. После каждой такой ситуации хвалите ребенка сразу, как только он сказал или попробовал сказать слово.
В случае, когда ребёнок просит что-то конкретное, давайте ему выбор «это или это» (выделяя ударную гласную). Во-первых, вы даете ребёнку выбор — это важно по многим причинам. А во-вторых, коротким словом «это» мотивируете его на речь. В этом случае опять же выделяйте ударную гласную, можно более протяжно её произнести.
В ситуациях, когда нужно сказать «да» или «нет», используйте эти слова, а не одинокое кивание или мотание головой из стороны в сторону. Если в разговоре ребенок вам кивает или машет головой (в ответ на ваш вопрос, например), делайте вместе с ним движение и озвучивайте его «да» или «нет».
Важные советы:
Играйте с ребенком в игры с куклами, мягкими игрушками, машинками — в общем, с чем-то объемным. Плоские предметы, карточки и тд мало интереса вызывают и надолго не занимают. Обыгрывайте с ними различные ситуации, где можно использовать звукоподражания.
Важность звукоподражаний в том, что это следующий этап развития речи после овладения отдельными звуками. Сразу четко сказать слово из нескольких слогов невозможно. Идете с ним по квартире, что-то собираете, убираете игрушки — используйте те же звукоподражания. Обыгрывайте их эмоционально, интонационно, чтобы ребёнку было интересно, во-первых, вас слушать, а во-вторых, за вами их повторять. Если ребенок просто слышит, что мама ходит говорит «бух бух бух» как бы бурча себе под нос, то это не интересно. Это лишь создает звуковой шум и никак не мотивирует на речь.
Общайтесь с ребёнком короткими фразами, но нагруженными смыслом. Не надо беспрестанно рассказывать ему обо всём, что вы делаете//будете делать, если конечно вы не хотите работать радиоприемником. К тому же, паузы в вашей речи необходимы для того, чтобы ребенок успел обдумать сказанное, как-то отрефлексировать.
Еще одна важная вещь. Вступать с ребенком в диалог важно, в каком возрасте бы он ни был. Совсем младенец или уже полуторагодовалый//двухлетний//трехлетний малыш нуждается в том, чтобы с ним общались, а не просто «ставили его в известность». Задавайте ему вопросы, делайте паузу, как бы ожидая ответа, будьте эмоционально близки с малышом. Для чего это нужно? Это позволит крохе почувствовать себя важным, нужным. Он будет чувствовать, что заинтересованы в нем и его мнении, что с ним хотят общаться и ждут его ответа в любом случае, не важно может он сейчас ответить или нет. Рано или поздно он захочет найти в себе силы и возможность вам ответить. Может быть по-своему, не совсем типично, не совсем понятно, но это будет огромный шаг и личная победа для малыша.
Возможно, это неочевидно, но важно: артикулируйте, не стесняйтесь открывать рот, когда произносите гласные, округлять губы, когда произносите шипящие. Утрированное произнесение звуков, особенно согласных, положительно влияет на их восприятие ребенком. Они не теряются во рту у взрослого, не появляются как-то загадочно. Ребенок может увидеть их появление, запомнить, попробовать повторить
Зачем нужна артикуляционная гимнастика?
Сегодня я хотела остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников. Данная информация будет полезна как для родителей детей раннего возраста, так и для детей старшего дошкольного возраста.
Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем
раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).
Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?
Ø Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
Ø Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
Ø Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
Ø Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.
Как организовать занятие с ребёнком дома?
Не понаслышке знаю, как бывает трудно заинтересовать непоседу, особенно, чтобы провести занятие дома. Ведь дома так хочется расслабиться! Полежать на мягком коврике, покатать паровозик, побегать за котом. Какие там занятия?
На самом деле всё, что нужно — это правильно
организовать процесс обучения дома и учитывать возрастные особенности ребенка. Предлагаю внедрить в ваш привычный распорядок 5 правил успешной организации домашних занятий:
- удобное пространство для ребенка
Подберите детский столик по возрасту, отрегулируйте высоту стула под рост малыша. Под рукой на месте занятий должны быть все материалы: пособия, карандаши, цветная бумага и т.д. Лучшего всего, чтобы часть материалов лежала в свободном доступе для самостоятельной работы ребенка, а часть (ножницы, клей, листы картона и баночки с краской) в закрытом шкафчике.
- среда, мотивирующая к познанию
Окружающее пространство должно мотивировать на естественное познание. В младшем возрасте ребенку интересно движение — залезть, открыть, вытащить, рассыпать. Закройте часть игрушек и материалов в недоступном месте, остальные расставьте в зоне досягаемости ребенка. В более старшем возрасте количество игрушек и дидактических материалов можно расширить.
- избегаем «рассеивания внимания»
Место для занятий — только для занятий. Не нужно ставить на стол ряд из любимых игрушек, вешать плакаты с героями мультфильмов. Предпочтительнее, чтобы и мебель для занятий была однотонной пастельной расцветки. Чрезмерная зрительная и слуховая стимуляция рассеивает внимание.
Независимо от того сколько длится занятие важно, чтобы оно было завершенным. Лучше сделать часть от запланированного, но закончить то задание, которое вы начали. По окончании занятия похвалите ребенка и узнайте, что ему понравилось больше всего.
Даже если сегодня осталось так мало времени — обязательно уделите 5 минут (сделайте 1-2 игровых упражнения). Когда-то на занятия будет уходить времени чуть больше, в другие дни — чуть меньше. Это не так важно, как сама регулярность.
Речевая готовность ребёнка к школе
Настал ответственный момент, когда ваш ребёнок подходит к окончанию дошкольного периода детства. Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.
Школьное обучение предъявит ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
- хорошее физическое развитие ребёнка;
- развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
- владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
- произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
- познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
- коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества.
Готовность к школьному обучению формируется за долго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Важным показателем развития уровня мышления является сформированная полноценная речь. Наша речь - процесс общения поэтому готовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом. Какие требования предъявляются к речи детей, которые готовятся стать школьниками?
Существуют особые критерии готовности к школьному обучению, предъявляемые к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
- В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5-6 годам. Приходя в школу, он должен отчетливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
- Сформированность фонематических процессов (умение слушать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
- Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных; правильно употреблять приставочные глаголы.
- Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
К началу обучения в школе дети должны уметь:
строить сложные предложения разных видов;
составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;
находить слова с определённым звуком;
определять место звука в слове;
составлять предложения из трёх-четырёх слов; членить простые предложения на слова;
делить слова на слоги (части);
запоминать наизусть стихи, скороговорки, пословицы, понимать их значения;
самостоятельно, последовательно передавать (пересказывать) содержание небольших литературных текстов, понимать значение скрытого смысла рассказа;
уметь классифицировать и обобщать предметы, находить их сходства и различие, пользоваться обобщающими понятиями (мебель, посуда, одежда, транспорт, животные, птицы, рыбы, овощи, фрукты, грибы, ягоды, и т.д.)
знать свой домашний адрес, ФИО родителей (бабушек, дедушек), их профессий.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую своевременную коррекцию недостатков в развитии речи;
не ругать ребёнка за неправильную речь, а ненавязчиво, но в тоже время целенаправленно и тактично исправлять неправильное произношение;
больше общаться с ребёнком, чаще читать;
если ребёнок нуждается в коррекционной работе с логопедом - обязательно наладить сотрудничество, быть союзником в борьбе с речевыми недостатками, находить время для выполнения домашних заданий и рекомендаций специалиста.
необходимо учитывать важность речевого окружения ребёнка. Речь взрослых должна быть чёткой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
- хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи, предложите ребёнку поиграть в игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, бусы, конструктор, шнуровки), рисование, раскрашивание, штриховки, пластелин, пальчиковые игры и упражнения
Порой родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением и занимают пассивную позицию. Это связано с несколькими причинами:
- родители не слышат недостатков речи своих детей;
- не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Правильная речь ребёнка - это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, прежде всего, Вас - родителей, тех, кому подражают Ваш ребёнок, для кого Вы - пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.
Любите своего ребёнка и заботьтесь о его будущем!
Комментариев нет:
Отправить комментарий