27.05.2025
Пальчиковая гимнастика — зачем она нужна и как её делать?
Когда малыш играет своими пальчиками, он не просто развлекается. Он развивает речь.
Связь между мелкой моторикой и речью давно доказана: в мозге речевой и двигательный центры находятся очень близко, и чем активнее мы тренируем пальчики, тем активнее “включаются” участки, отвечающие за речь.
Пальчиковая гимнастика полезна детям с самого раннего возраста:
• она помогает развивать внимание и память;
• улучшает координацию движений;
• подготавливает руки к письму;
• и, конечно, стимулирует речевое развитие.
Как проводить гимнастику:
• Лучше всего — 1-2 раза в день, перед занятиями или просто во время игры.
• Сначала показываем движение, потом делаем вместе с ребёнком.
• Всегда сопровождаем действия словами, стишками или песенками — это важно!
Вот два примера — один для малышей, второй для деток постарше:
Для малышей (1,5–3 года):
Стих сопровождается простыми движениями: сжимание-разжимание кулачков, постукивание пальчиками, соединение пальцев.
🔺Пальчики здороваются:
– Здравствуй, пальчик — толстячок! (большой)
– Здравствуй, братец – крючочек! (указательный)
– Здравствуй, длинный! Здравствуй, тонкий!
– А мизинчик – молчаливый,
Очень скромный и счастливый!
Для детей постарше (3,5–5 лет):
Можно делать движения в темп стиха, поочерёдно подключая пальцы, делая «дорожки», «домики», «цветочки» из пальчиков.
🔺Домики на ладошке
На ладошке — пять квартир,
Здесь живёт большая гиря (большой палец — “гиря”),
А в соседней — дядя Стёпа,
В третьей — лампа, в четвёртой — кнопа,
А мизинчик наш — малыш,
Он в кроватку спать спешит!
14.03.2025
Что такое артикуляционная гимнастика, для чего она нужна и как ее делать?
Как помочь ребенку заговорить?
Чтобы мотивировать ребенка на речь, не используйте слова «повтори», «скажи» и «назови». Лучше выразительно (с помощью интонаций, эмоций, ударения) говорить ему то или иное слово в необходимый момент.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?
Сегодня я хотела остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников. Данная информация будет полезна как для родителей детей раннего возраста, так и для детей старшего дошкольного возраста.
Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем
раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).
Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?
Ø Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
Ø Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
Ø Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
Ø Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.
Как организовать занятие с ребёнком дома?
Не понаслышке знаю, как бывает трудно заинтересовать непоседу, особенно, чтобы провести занятие дома. Ведь дома так хочется расслабиться! Полежать на мягком коврике, покатать паровозик, побегать за котом. Какие там занятия?
- удобное пространство для ребенка
- среда, мотивирующая к познанию
- избегаем «рассеивания внимания»
- завершение занятия
- регулярность
Речевая готовность ребёнка к школе
Настал ответственный момент, когда ваш ребёнок подходит к окончанию дошкольного периода детства. Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.
Школьное обучение предъявит ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
- хорошее физическое развитие ребёнка;
- развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
- владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
- произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
- познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
- коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
Готовность к школьному обучению формируется за долго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Важным показателем развития уровня мышления является сформированная полноценная речь. Наша речь - процесс общения поэтому готовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом. Какие требования предъявляются к речи детей, которые готовятся стать школьниками?
- В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5-6 годам. Приходя в школу, он должен отчетливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
- Сформированность фонематических процессов (умение слушать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
- Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных; правильно употреблять приставочные глаголы.
- Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
К началу обучения в школе дети должны уметь:
строить сложные предложения разных видов;
составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;
находить слова с определённым звуком;
определять место звука в слове;
составлять предложения из трёх-четырёх слов; членить простые предложения на слова;
делить слова на слоги (части);
запоминать наизусть стихи, скороговорки, пословицы, понимать их значения;
самостоятельно, последовательно передавать (пересказывать) содержание небольших литературных текстов, понимать значение скрытого смысла рассказа;
уметь классифицировать и обобщать предметы, находить их сходства и различие, пользоваться обобщающими понятиями (мебель, посуда, одежда, транспорт, животные, птицы, рыбы, овощи, фрукты, грибы, ягоды, и т.д.)
знать свой домашний адрес, ФИО родителей (бабушек, дедушек), их профессий.
создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую своевременную коррекцию недостатков в развитии речи;
не ругать ребёнка за неправильную речь, а ненавязчиво, но в тоже время целенаправленно и тактично исправлять неправильное произношение;
больше общаться с ребёнком, чаще читать;
если ребёнок нуждается в коррекционной работе с логопедом - обязательно наладить сотрудничество, быть союзником в борьбе с речевыми недостатками, находить время для выполнения домашних заданий и рекомендаций специалиста.
- необходимо учитывать важность речевого окружения ребёнка. Речь взрослых должна быть чёткой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
- хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи, предложите ребёнку поиграть в игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, бусы, конструктор, шнуровки), рисование, раскрашивание, штриховки, пластелин, пальчиковые игры и упражнения
- родители не слышат недостатков речи своих детей;
- не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий